ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ЛЕКШМОЗЕРЬЯ

 

Статья А. В. Кузина в сборнике «Христианство и Север», в который включены статьи шестой научно-практической конференции, организованной Каргопольским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником и состоявшейся в г. Каргополь в  2000 г.

Москва. 2002. С.с. 110-115.

 

На древней Каргопольской земле православные традиции и церковность имеют очень глубокие корни – такие же глубокие, как и история самого Каргополя. По некоторым данным, преподобный Кирилл Челмогорский (память 8 декабря) 21 декабря 1316 г. (по другим данным, это произошло позже) основал недалеко от Лекшмозера монастырь, получив на это благословение  в Спасо-Преображенском мужском монастыре Каргополя. Несомненно, что уже тогда, в ХІV в., в Каргополье существовали не только монастыри, но и приходские церкви. Другой, также почитаемый всей Церковью каргопольский святой, преподобный Александр Ошевенский (память 20 апреля (3 мая н. ст.)), основал монастырь на р. Чурьеге в 1443 г. В Каргопольском крае подвизалось и немало местночтимых святых.

Накануне рокового для России 1917 г. в одном только Каргополе действовало около 20 церквей, 2 монастыря (Успенский женский был весьма крупным – около 100 насельниц), духовная семинария. В Каргопольском уезде почти в каждой деревне, селе были свои церкви, часовни, духовенство. В целом, духовное сословие составляло значительную часть населения и пользовалось большим авторитетом. Церкви были посещаемы, особенно по воскресеньям и праздникам. Об этом хорошо помнят пожилые люди, родившиеся до 1917 г. и в первые послереволюционные годы.

Победившая революция нанесла по Церкви удар невиданной силы. В ХХ в. Русская Православная церковь подверглась таким гонениям, которых никогда ранее в её истории не было. А на Русском Севере, включая Каргополье, они были сильнее, чем, так сказать, «в целом по стране». Итог печален: на исходе ХХ столетия в Каргопольском районе существует только одна действующая церковь, многие храмы и монастыри разрушены до основания, население во многом утеряло православные церковные традиции.

Однако религиозная жизнь не прекратилась. К концу 1980-х – началу 1990-х гг. помнили традицию и сохранили веру в Бога люди старших и средних возрастов, в основном, женщины (молодёжь была отторгнута от неё). Продолжали почитаться праздники, среди них важнейшие православные – Рождество, Пасха, Троица и, особенно, дни священных событий и святых, в честь которых были освящены местные церкви: Петров день (29 июня/12 июля), празднование Казанской иконы Божией Матери (8/21 июля), память преподобного Макария Желтоводского и Унженского (25 июля/7 августа), преподобного Александра Свирского (30 августа/12 сентября). В эти дни совершались паломничества к соответствующим храмам или часовням или к местам, где они находились (если были разрушены), посещались кладбища.

По инициативе местных жителей на месте разрушенных часовен ставились новые, как правило, самой простой работы. Внутри помещался большой крест, покрытый полотенцами, приносимыми по обету, на лавках и столиках вокруг лежали свечи, иконы, иногда духовная литература (по большей части молитвы, молитвословы и Псалтыри, а также Новый Завет). Часовни посещали по праздникам и воскресеньям: зажигали свечи и, где были, лампады, читали молитвы из молитвослова и по памяти, Псалтырь. И хотя такого рода богослужения не были ни уставными, ни регулярными, они становились центром, вокруг которого образовывалась часовенная община. Пожилые жители села пытались поддерживать связи и с духовенством. Так, изредка приезжавшие священники неизменно находили приют у старейшей жительницы Лекшмозера Ольги Васильевны Ушаковой. Такими были основные формы религиозной жизни Лекшмозерья.

Поэтому, когда в 1987 г. группа москвичей во главе с Дмитрием Александровичем Соколовым предприняла реставрацию храма преподобного Александра Свирского на Хиж-горе близ Лекшмозера, стало ясно: возродить храм как памятник архитектуры мало, необходимо восстановление церковной жизни, богослужений, приглашение духовенства, одним словом, требуется всестороннее возрождение православного прихода.

Параллельно с восстановлением церкви москвичи изучали историю бывших здесь ранее приходов, особенности местной духовной жизни. Выяснилось, что вплоть до конца 1920-х гг. церковные традиции не прерывались и даже был построен и освящён новый храм. Те жители, чьи детство, юность или молодость пришлись на 1920-е – начало 1930-х гг., помнят церковную жизнь, священников и причт, немало рассказывают об этом. Церковь преподобного Александра Свирского была насильственно закрыта в конце 1920-х гг., священник о. Алипий изгнан из края, а приходскую церковь Петра и Павла печальная участь постигла во 2-й половине 1930-х гг., причём духовенство и причт были репрессированы. К тому времени были затворены и все окрестные церкви и обители, духовенства также уже не служило.

Во время производства восстановительных работ силами мирян-реставраторов в летний период в церкви преподобного Александра Свирского, а также у иконы на месте бывшей церкви Казанской иконы Божией Матери на Плакиде регулярно, в воскресные и праздничные, а также в некоторые другие дни по благословению настоятеля храма Рождества Богородицы г. Каргополя о. Бориса Коробейника, на канонической территории которого расположено Лекшмозерье, читались Часы и Акафисты, а также заздравные и заупокойные молитвы. В престольный праздник – день памяти преподобного Александра Свирского (30 августа/12 сентября) неизменно при большом стечении народа читались Часы с Акафистом преподобному Александру Свирскому. А 12 сентября 1992 г., впервые за последние шестьдесят пять лет, приехавший из Каргополя о. Борис с причтом совершил в храме водосвятный молебен с окроплением прихожан святой водой. Это был долгожданный и запомнившийся день, давший православным верующим Лекшмозерья надежду на духовное возрождение своего края.

Несколько позже по инициативе активных мирян села и реставраторов – москвичей был созван сход жителей села и окрестных деревень, на котором единогласно, с большим воодушевлением, было решено создать в Лекшмозере Православную общину, а для её регистрации обратиться в органы духовной и светской власти. Одновременно прошли выборы руководящего состава общины и запись в неё. Председателем была избрана Зинаида Александровна Шалдыбаева, много лет занимавшаяся ремонтом местных часовен, организацией служб и т. д.

Ряд причин, в том числе и реорганизация епархии, в ходе которой бывшая Архангельская и Мурманская епархия была разукрупнена и образована новая Архангельская и Холмогорская, а также произошла смена правящего архиерея (после преосвященного Пантелеймона стал владыка Тихон), обусловили обращение к духовным властям в Архангельске только в декабре 1996 г. Епископ Тихон принял представителя общины и выслушал подробный рассказ о первых шагах в её деятельности и о реставрации церкви, после чего благословил общину и её дальнейшую работу. Регистрации общины мешало весьма существенное обстоятельство: Государственная Дума Российской Федерации длительное время не могла одобрить новый Закон совести и религиозных объединениях, а также не мог быть принят новый Устав прихода Русской Православной церкви.

Тем временем в жизни общины и верующих лекшмозёров произошло долгожданное событие. В престольный праздник, 12 сентября 1998 г., благочинный Плесецкого благочиннического округа Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Александр Коробейник в сослужении хора и причта церкви г. Мирный Плесецкого района  совершил в частично отреставрированном храме преподобного Александра Свирского на Хиж-горе первую (после закрытия в конце 1920-х гг.) божественную литургию. В связи с незаконченностью реставрационных работ храм не мог быть освящён даже малым чином и литургия служилась на переносном антиминсе. После службы, тоже впервые за много лет, в храме было совершено таинство крещения.

Так усилия общины принесли первые плоды.

На следующий год, когда были приняты Закон о свободе совести и религиозных объединениях и новая редакция Устава прихода Русской Православной церкви, в июле 1999 г., новый благочинный Плесецкого округа, настоятель кафедрального собора святого пророка Божия Илии в Архангельске протоиерей Владимир Кузив по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона приехал в Лекшмозеро и провёл регистрационное собрание общины, на котором были приняты уставные документы и произведены перевыборы руководящих органов. Исполняющим обязанности председателя Приходского совета до назначения в приход священника по представлению о. Владимира был избран А. В. Кузин.

Наконец, в сентябре 1999 г. государственными органами юстиции в Архангельске и духовной властью в лице канцелярии Архангельской и Холмогорской епархии Московского Патриархата Русской Православной церкви православная община с. Лекшмозеро официально зарегистрирована как местная религиозная организация – Приход Лекшмозеро Плесецкого благочиннического округа Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной церкви со всеми правами юридического лица. Произошло очень важное событие: община обрела, так сказать, «государственность», получила законный, юридически оформленный характер. Со времени начала работ по возрождению прихода прошло 12 лет. Процедуру регистрации в государственных органах в Каргополе Приход прошёл в феврале 2000 г.

Для молитвенных, церковноприходских и богослужебных целей Приход использует каменный храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла как основной и деревянный храм преподобного Александра Свирского на Хиж-горе как приписной, а также расположенные на канонической территории прихода часовни и кресты. Оба храма находятся на балансе Кенозерского национального парка, который в 1990-е гг. провёл некоторые реставрационные работы в церкви Петра и Павла, но потом свернул их в связи с хроническим недофинансированием. Между общиной и Кенозерским национальным парком существует взаимопонимание. Парк помог отреставрировать святыню деревянного храма – икону преподобного Александра Свирского, выделяет лесо- и пиломатериалы для ремонта, однако перечислять денежные средства на реставрацию не в состоянии.

В своём становлении приход испытывает множество трудностей и проблем. Важнейшие из них связаны с отсутствием собственного священника и постоянного духовного окормления. Архангельская епархия переживает недостаток священнослужителей, особенно в сельских районах. Поэтому в настоящее время и в обозримом будущем епископ Тихон, к великому сожалению, не может назначить в приход священника. Для духовного окормления, совершения служб, треб и таинств, для миссионерской и катехизаторской работы приходской совет приглашает священников из других приходов. В июне и июле 1999 г. священники церкви Рождества Христова в Измайлове (г. Москва) о. Владимир и о. Евгений совершили миссионерскую поездку по Кенозерью и Лекшмозерью, в которой служили молебны и литургии в храмах и часовнях, крестили, причащали. Отслужили они, теперь уже вторично после о. Александра, и литургию в храме преподобного Александра Свирского на Хиж-горе.

Пытается приход установить связи с Александро-Свирским Свято-Троицким монастырём Санкт-Петербургской епархии, где в феврале 2000 г. побывали члены прихода. Приглашаются другие священнослужители.

Второй важнейший комплекс приходских проблем обусловлен отсутствием финансирования. В связи с небывалым по глубине и продолжительности экономическим кризисом, парализовавшим регион и страну в целом, ни местная сельская администрация, ни духовные и светские власти района, епархии и области не оказывают приходу никакой материальной поддержки, хотя в целом их отношение к православному приходу хорошее. По этой причине приходское собрание приняло решение организовать в Москве попечительский совет прихода из числа лиц, проживающих в столице и работавших на реставрации храма преподобного Александра Свирского. Основные функции попечительского совета состоят в изыскании денежных  и иных средств на нужды прихода и обеспечении информационной поддержки. Членам Совета удалось организовать сбор средств в некоторых московских церквях.

Третья серьёзная проблема прихода – религиозная индифферентность, нетворческий консерватизм и полученный в советские годы заряд атеизма активных возрастов населения, особенно мужчин, а также апатия, вызванная событиями последних лет. В этом плане предстоит огромная миссионерская и катехизаторская работа верующих мирян и духовенства.

Несмотря на тяжелейшие трудности, приход хотя и медленно, но развивается. В 2000 г. возобновляется реставрация церкви святых апостолов Петра и Павла. У прихода появился новый помощник – молодёжный центр «Реставросъ» при Московской патриархии. Планируется открытие церковной, где можно будет купить духовную литературу и церковную утварь. Это тем более важно, что книжная торговля в селе отсутствует.

По мере возможностей приход помогает Лекшмозерской школе, с коллективом которой установились тёплые, дружеские отношения. Так, школе безвозмездно передан комплект новых учебников для всех классов на 2000-2001 учебный год.

Подойдя с такими результатами к юбилейному 2000 г. со времени Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа православные миряне с. Лекшмозеро смотрят в будущее с надеждой.

Наряду с Лекшмозерским, в Каргополе зарегистрированы ещё несколько приходов, в том числе в Ошевенске, рядом с монастырём, прославленным подвижничеством преподобного Александра Ошевенского. А возведение на месте разрушенного Кирилло-Челмогорского монастыря памятного креста силами Лекшмозерского прихода станет, быть может, залогом возрождения и этой древней обители.

Так, медленно, претерпевая огромные трудности, с опозданием относительно центральных областей Европейской России, идёт процесс духовного возрождения в Каргополье.

Как он будет развиваться далее, покажет время.

 

 

http://www.lekshmozero.narod.ru – Главная страница сайта

прихода храма Св. Апостолов Петра и Павла

Архангельской епархии Русской Православной Церкви

село Лёкшмозеро

Каргопольского района

Архангельской области

 

 

Hosted by uCoz